Средний Зеленчукский храм

Средний храм расположен в 800 метрах южнее Северного на окраине Нижне-Архызского городища. В отличие от своего северного собрата он был «реставрирован» и частично перестроен в конце XIX века монахами Зеленчукского монастыря, приспособившими его для больших служб. В начале XX века об этом свидетельствовала каменная плита с надписью, первоначально вмонтированная в западную стену храма и отысканная В. А. Кузнецовым в 1970-годах. Монахи соорудили боковые пристройки, заново переложили кровлю здания состоящую из тонких каменных плит, сделали жестяное покрытие купола, в западном крыле храма устроили деревянные хоры, не существующие ныне, и заново отштукатурили внутренний объём храма скрыв или исказив многие архитектурные детали и фрески.

Средний храм представляет собой бесстолпную крестово-купольную трёхапсидную постройку, сложенную из тёсанных песчанниковых блоков на известковом растворе. Роль восточных столбов выполняют алтарные простенки апсид, а западными устоями служат сами стены здания — несущие арки опираются на вмонтированные в них полочки-импосты. Западный рукав креста сильно вытянут за счет увеличенного нартекса и единственного храмового притвора. Апсидальная часть аналогична таковой у Северного храма: она состоит из трёх полуциркульных апсид, центральная из которых шире боковых и заметно выдвинута к востоку. Конфигурация и способ кладки купола соответствуют таковым у Северного храма.

Главный вход храма оформлен в виде высокого портала с арочным завершением. Известно, что каждая часть церкви имеет в глазах христиан свою определенную меру сакральной ценности, увеличивающуюся с приближением к алтарю. Поэтому перспектива храма, открывающаяся от главного входа, часто становилась предметом специального внимания зодчих. Возможно, поэтому византийский мастер, строивший храм, сделал западную ветвь креста шире восточной. Это сужение большого нефа к востоку создает зрительное ощущение перспективы, как бы преувеличивая в глазах входящих истинные размеры сооружения. Данный эффект усиливается и тем, что внутреннее пространство храма не загромождено столпами и открыто взору, а купол словно парит в небесной высоте, проливая сквозь окна мерцающий свет.

Размеры храма 21,5 х 13.25 метров, высота от пола до пяты купола — 15 метров, что почти соответствует размерам Северного храма без притворов. Исследования К. Н. Афанасьева выявили строгую соразмерность его пропорций: высота до пяты купола равна длине храма без апсид, высота купала равна длине диагонали половины квадрата, со стороной равной его диаметру, высота окон барабана равна радиусу купола, основание барабана покоится на высоте, приравненной к дине храма без апсиды и «алтарного нефа», пяты подпружных арок находятся на высоте, приравненной расстоянию от центра храма до его восточной стороны и другие.

В верхней части северной стены на высоте 4,5 метров есть проём, размеры которого больше размеров окон и соответствуют размерам входных проёмов храма. В. А. Кузнецов высказал предположение, что это может быть вход на не сохранившиеся деревянные хоры храма, деревянная лестница к которому располагалась с внешней стороны постройки, но затруднился определить древний ли он или сделан монахами в конце XIX века. Кладка стен из каменных блоков, «тычком и ложком», очень характерна, и соответствует средневековым византийским стандартам. Кирпич применялся только для создания подпружных арок, арок конхов и, частично, арочных завершений оконных и дверных проёмов. Люнеты над входами выполнены из тёсаного камня. Некоторые элементы архитектуры храма натолкнули В. А. Кузнецова на предположение, что изначально он был задуман как безапсидный, в виде «чистого» креста, но уже в процессе постройки первоначальный замысел был изменён, и храм был построен с тремя апсидами.

Некоторые сведения об утраченных фресках храма можно получить из материалов Д. М. Струкова, а также из небольшой брошуры изданной монахами Зеленчукского монастыря в 1897 году. Согласно данным монахов на северной и южной стенах были изображения двух скачущих лошадей в красных чепраках, от фигур всадников которых, отождествляемых с Георгием Победоносцем и Дмитрием Солунским, сохранились только ноги. На южной стене были изображены фигуры двух молодых воинов одетых в богато орнаментированные одежды и держащих в руках, опять же орнаментированные, щиты. В северной части средней апсиды находилось изображение женщины с нимбом, отождествляемое со Святой Варварой, а в северной части этой же апсиды — мужское изображение в тёмной мантии и монашеском клобуке без нимба. В собрании зарисовок Струкова приводится ещё несколько изображенных на стенах Среднего храма святых с нимбами и поднятыми для благословения руками.

Фрески Среднего храма на акварелях Д. М. Струкова 1888 года:
Изображения «Святых воинов»
Святой (Константин Великий?)
Декор
Декор на своде северной балки под главой
Фотографии и зарисовки фресок, сделанные монахами Зеленчукского монастыря:
«Всадник»
«Всадник»
Святая (Святая Варвара?)
Фреска
Фреска

Сравнивая архитектурные особенности Северного и Среднего храмов В. А. Кузнецов приходит к выводу, что они возведены почти одновременно, в первой половине X века, но затрудняется ответить какой из них был построен первым. Определённую трудность у него вызвал вопрос о месте Среднего храма в религиозной жизни города. Согласно его основной версии, подтверждаемой наличием у храма таких деталей как синтрон, крещальня, хоры, он мог быть собором, обслуживающим христианское население города. С другой стороны, согласно зафиксированных Нарышкиными преданий, в раньше на этом месте располагался древний монастырь. Это предположение подтверждается тем, что рядом с храмом сохранились фундаменты двух подковообразных зданий, разделённых на равные помещения, подобные келиям.

По данным исследований азимута главной оси церкви и его привязки к датам юлианского календаря можно заключить, что храм был заложен в праздник Преображения Господня. Однако, поскольку монахи Зеленчукского монастыря, обновившие храм в конце XIX века, освятили его в честь Святой и Живоначальной Троицы, богослужение здесь проводится на второй день этого праздника — день Святого Духа.